Статьи

Надежность работы «Морского комплекта Base Block» на базе Galileosky подтверждена Атомфлотом

25 октября 2022

Партнер Galileosky компания ООО «ВИДАР» разработала систему мониторинга судов в Северном Ледовитом океане. Решение работает на базе терминала Galileosky с модулем спутниковой связи Iridium SBD и может передавать данные об объекте из любой точки планеты

Этим летом интеграторы получили от ФГУП «Атомфлот» заключение по результатам тестирования оборудования спутникового мониторинга и подтвердили, что цели тестирования были достигнуты. Также специалисты предприятия считают, что «Морской комплект Galileosky Base Block Iridium» имеет перспективы в использовании в качестве надежного устройства спутникового мониторинга на судах, эксплуатируемых в высоких широтах. Мы подробно расспросили генерального директора компании ООО «ВИДАР» Павла Соколова о том, каково это работать в суровых условиях севера и как удалось добиться столь высокой оценки работы.

 

Расскажите, как вы начали работать на рынке оснащения трекерами именно морского транспорта?

Дело в том, что я 20 лет работал в ФГУП «Морсвязьспутник». Это было определяющим фактором для моей нынешней деятельности. Фактически я буквально сросся с пароходами и очень глубоко погрузился в эту тематику. 20 лет, я занимался отслеживанием пароходов и разработкой систем мониторинга. на базе каналов связи Inmarsat C, Inmarsat D+, Iridium SBD. В 2004 году я принимал участие в разработке и выпуске оборудования СОМ и СОМ-2. После этого я понял, что мне интересно заниматься производством оборудования для мониторинга. Связь развивалась на российском рынке, Iridium вышел. Я посмотрел эту технологию и понял, что она очень перспективная. В ней заложены очень интересные идеи, главная из которых, это межспутниковая связь. Другие системы ей в этом уступали. Соответственно, я начал развивать это направление. Когда я завершил свою работу в ФГУП «Морсвязьспутник», то принял решение продолжить свою деятельность в этой же сфере, и наша команда начала свой путь с модификации оборудования LookOut и Galileosky для применения именно на морском транспорте.

Как вы пришли к созданию решений для морского транспорта, который работает в Северном Ледовитом океане?

Ко мне обратилась коллеги из «Норильского никеля» - у них была давняя проблема по  контролю позиции, курса и скорости судна. Мы сделали для них прототип «Морского комплекта Galileosky Base Block Iridium» и отправили на судно «Мончегорск», где оборудование 2 месяца проходило судовые испытания.

Велика ли конкуренция в вашей сфере?

В этой отрасли на данный момент работает всего 3 компании, это ООО «СервисСофт» с приборами LookOut, Naviset (ООО НПО «Сибсвязь») со своим трекерами GT–50, Seapoint и ООО «ВИДАР» с решением на базе прибора Galileosky Base Block Iridium. Нам успешно удается выдерживать конкуренцию так как наше оборудование справляется с большинством задач, которые требуются морскому транспорту.

Почему ваша компания стала использовать прибор Galileosky и базировать свое решение именно на нем?

Технология Iridium SBD появилась на российском рынке относительно недавно, в 2012 году. В свою очередь терминалы Galileosky в своем классическом исполнении тогда не были предназначены для эксплуатации на морском транспорте, даже на лодках. В силу того, что они не подходили под жёсткие морские условия, поэтому оборудование Galileosky долгое время оставалось в тени, хотя о существовании этого оборудования все знали. Однако, с течением времени стали возникать проблемы с существующим адаптированным для моря оборудованием. Поэтому мы начали искать альтернативу, то есть, то оборудование, которое не будет иметь тех недостатков, которые есть в существующем оборудовании. Так мы и познакомились с оборудованием Galileosky. После нескольких тестов мы поняли перспективность адаптации прибора для морского транспорта. Ранее мы работали на другом оборудовании и все «болячки», которые вскрылись в морских условиях, мы уже достаточно хорошо знали.

Вы уже несколько раз упомянули «болячки» предыдущего оборудования. В чем были сложности?

Самая основная - это герметизация. А также - надежность корпуса, удобство эксплуатации, включение-выключение, индикация, которая показывает работоспособность прибора. В существующем оборудовании такого функционала до недавнего времени вообще не было, в основном выпускали blackbox или просто примитивные устройства, которые не отличались широким функционалом. В свою очередь специалисты компании ООО «ВИДАР» сделали устройство, которое защищено от агрессивной среды, оно удобно для монтажа и быстрой замены, потому что сделано на разъёмах IP68. Например, если один трекер выходит из строя, то его можно заменить за 5 минут прямо на пароходе, просто поменять «голову». У других же производителей оборудование на гермовводе с входящим кабелем, соответственно для того, чтобы его поменять нужно вскрыть прибор, поставить новый, протянуть снова провода, изолировать. Все эти действия попадают в зону ответственности монтажника, а это и есть одна из точек отказа этого оборудования. Если делать прибор на промышленных разъёмах, с высокой степенью пылевлагозащиты, которые легко отключить и подключить, тогда действительно отказов будет меньше. 

Поэтому наш морской комплект учел все недостатки, его легко устанавливать, есть индикация работы прибора, с помощью органов управления можно подать принудительно отчет о позиции, в ручном режиме не выходя на палубу можно перезагрузить модули устройства.

Мы продолжаем совершенствовать наше решение и возможности оборудования за счёт технологии Easy Logic, которая позволяет, не привлекая производителя, расширять функционал оборудования. У оборудования достаточно широкая сфера применения и функционал его может наращиваться из года в год. По потенциалу использования приборы Galileosky превосходят другое оборудование, в том числе благодаря гибкой технологии no-code программирования Easy Logic.

 

В августе вы получили заключение от Атомфлота об успешном окончании испытаний «Морского комплекта Base Block» на борту атомного ледокола «50 лет Победы»

Да, все верно. Подключение к мониторингу ледокола осуществлялась через службу ЭРНП ФГУП «Атомфлот» - это береговая служба эксплуатации. Они следят за качеством связи, соответственно они от меня получали регулярные отчёты о работе оборудования, у нас за весь период тестов результативность мониторинга составила 99,9%. Все поставленные задачи нами были успешно решены. Всё то, о чём мы договаривались в рамках подписанного соглашения о работе по поиску перспективных технологий связи мы выполнили. Во-первых, ФГУП «Атомфлот» получил реальные результаты с продолжительных судовых испытаний и узнал, что такое оборудование существует, во-вторых, комплект выдерживает экстремально низкие температуры и дает стабильный результат, что является колоссальным преимуществом перед аналогами. У всех судов периодически наблюдаются проблемы со связью, но специалисты ФГУП «Атомфлот» были приятно удивлены полученными результатами по трекингу. Потери меньше 1% за весь период испытаний с декабря 2021 по август 2022 - это достойный результат. Их суда оборудованы трекерами Iridium SBD других моделей, и они имеют опыт эксплуатации практически всего оборудования Iridium SBD, представленного на российском рынке. Им есть с чем сравнивать. На судне появилось дополнительное надежное автоматическое устройство с глобальной зоной обслуживания, которое взяло рутину по передаче данных о местоположении на себя и избавляет от страха получить крупный штраф от Пограничных органов за нарушение режима пересечения Государственной границы РФ.

Получается, что ваше оборудование в том числе обеспечивает безопасность передвижения судна?

 Дело в том, что на судне это не единственное средство и оборудование, через которое можно мониторить местоположение. Каждое судно оборудовано минимум двумя, а то и тремя независимыми системами мониторинга. Каждая технология имеет свои изъяны - Inmarsatстроится на геостационарных спутниках, выше 70-го градуса зона неуверенного приёма. Спутниковый АИС - технология односторонняя, если данные перестают поступать, то повлиять на это никак невозможно. Iridium работает на низколетящих спутниках, у него нет ограничения по зоне обслуживания.

Если рассматривать аналогичную российскую спутниковую систему, то здесь можно использовать систему «Гонец». Однако на данный момент спутниковая группировка развернута не полностью, поэтому есть перерывы в связи. Во-вторых, есть проблемы с оборудованием, в частности с антенно-фидерными устройствами. Специалисты ООО «ВИДАР» недавно выпустили прототип морской антенны для спутниковой системы связи «Гонец», уже прошли предварительные испытания, которые показали 86% эффективности. В настоящее время идет разработка антенного корпуса для последующего проведения судовых испытаний.

Эти антенны подойдут под те терминалы, которые вы уже используете на судах?

Нет, нет. Сейчас мы поставляем терминалы, работающие в системе спутниковой связи Iridium, а антенну мы разработали для аналогичной отечественной спутниковой системы «Гонец», которая построена примерно на тех же принципах, что и Iridium. На днях было запущено 3 новых спутника «Гонец», так что если такими темпами пойдет дальше, то спутниковая группировка может быть развернута в полном объеме. И мы будем переходить на использование отечественных технологий. Начнем с антенн, потом сделаем свой терминал и т.д. Адаптировать береговой сегмент для приема данных от разного оборудования - это простая задача. А вот сделать систему, которая будет работать долго и стабильно гораздо сложнее. Всё что вы испытываете у себя в лаборатории в одних климатических условий, может, абсолютно не работать в других климатических условиях или другой широте. Будем пока двигаться небольшими шагами вперед, постепенно и начнем с антенны. Поэтому, после изготовления прототипа необходимо пройти лабораторные испытания, потом поставить на судно, где оборудование будет проходить судовые испытания не менее 3 месяцев. Для точного измерения данных нужно рядом устанавливать трекер заводского типа, чтобы потом можно было сравнить результаты с эталонным изделием.

Вы не раз упоминали технологию Easy Logic, с помощью которой настраиваете логику работы прибора. Вы проходили обучение в Galileosky?

Да, я обладаю уровнем Expert. Признаюсь, поначалу мне было непонятно, как это работает, но с течением времени технологию я понял, раскусил, как говорится изюминку, она рабочая. На ней можно создавать действительно сложные скрипты, которые мы используем в своем оборудовании. Кроме того, мы сейчас запускаем экспериментальные модели оборудования, функционал которого как раз благодаря Easy Logic будет реализован по-другому. Как только мы пройдем успешно тесты, сможем уже подробно рассказать о решении.

Какие дальнейшие планы и перспективы?

У нас далеко идущие планы. В ООО «ВИДАР» подобралась очень сильная конструкторская команда. Практически все технари с красными дипломами и колоссальным багажом знаний за спиной как по программированию микроконтроллеров, так и по разработке систем мониторинга и баз данных и производству судового оборудования. Именно для этих целей мы недавно стали соучредителями совместного ООО «ЛИНКПОИНТ», которое возьмет на себя реализацию серийного производства наших разработок. Наша стезя - создание новых продуктов для морского рынка, а вот наладка серийного производства, реализация оборудования на рынке, закупка комплектующих для обеспечения непрерывного технологического процесса - эта важнейший этап преобразования наших знаний и опыта в деньги, которые должны финансировать дальнейшие наши разработки. Чтобы у нас все получилось этим вопросом должны заниматься настоящие профессионалы! И я думаю совместно с ООО «ЛИНКПОИНТ» все получится!

Galileosky – российский вендор, один из ведущих разработчиков оборудования для цифровизации транспорта в России. У пермской компании более 500 партнеров (системных интеграторов) с проверенными компетенциями по внедрению продуктов компании во всех регионах РФ. Мощность производства составляет более 150 000 единиц приборов в год. «Галилеоскай» входит в топ-30 крупнейших российских компаний-разработчиков решений для цифровизации транспорта (CNews Analytics, 2021).

Спасибо! Заявка успешно отправлена
Спасибо! Ваша заявка принята,
вы можете выслать приборы в ремонт по адресу:
Россия, 614065 г. Пермь, Космонавтов шоссе, д. 320Б, к. 3