Согласно исследованию Сбербанка, в 2018 году каршеринг в России заработал 7.5 млрд рублей. В 2019 году результаты опросов "Яндекс.Такси" и Datainsight показали, что такси и каршеринг выгоднее личного автомобиля. В 2020 президент выделяет 2,5 млрд рублей на льготный лизинг для каршеринга. В этом же году суд в Санкт-Петербурге выносит первый приговор за продажу аккаунтов в сервисах краткосрочной аренды машин. С каждым годом каршеринг становится популярнее, в него инвестируют и развивают. Параллельно с этим, сервисы становятся привлекательным местом для мошенников и недобросовестных водителей.
С одной стороны, арендодатель физически не присутствует в момент аренды, и кажущееся отсутствие контроля за автомобилем может провоцировать нарушения. Например, грубо нарушать ПДД или безответственно использовать автомобиль. Это снижает его ресурс и влечет частые и дорогие ремонты. С другой – клиентам нравится возможность пользоваться быстрой онлайн арендой с простой процедурой верификации, и они готовы бережно относиться к авто, чтобы получать скидки и бонусы на следующие поездки.
GPS терминалы с возможностью подключения к CAN-шине позволяют легко настроить удаленное управление для любого сценария. К примеру, зимой клиент торопится и не хочется прогревать двигатель, расходуя деньги в минуты простоя. Поэтому движение он начинает почти сразу после запуска. Это негативно сказывается как на двигателе, так и на коробке передач. Более того, на большинстве шеринговых машин стоит автоматическая трансмиссия, которая, в отличие от механики, требует более долгого прогрева. Позвольте клиенту запускать двигатель в период бронирования и ожидайте двойную выгоду: теплый салон для клиента и сохранённый ресурс двигателя и коробки для владельца.
Машины могут быть припаркованы на многоуровневых или обычных наземных парковках с сотнями похожих автомобилей. Чтобы клиент быстрее нашел нужную машину система может подать звуковой сигнал и поморгать фарами. Настройте открытие автомобиля как через приложение, так и путем отправки SMS команды. Подобные фишки уже реализованы в столичных сервисах, поэтому это будет полезно для региональных компаний, которые ориентируются на успешные примеры и делают своё решение привлекательным для пользователей.
Большинство мировых экспертов рынка поминутной аренды авто признают, что есть конфликт между безопасностью и удобством. При этом многие компании принимают решения в пользу последнего. «Чем меньше запретов, тем лучше впечатления клиентов». Однако, не стоит пренебрегать безопасностью. Вот как её можно обеспечить, не доставляя дискомфорт клиентам.
Для отслеживания стиля вождения каждого пользователя подойдёт встроенный акселерометр или данные со спутников и параллельно анализ данных о положении педалей из CAN-шины. Такое решение позволит фиксировать опасное или агрессивное вождение, определять дрифт и любые аварии с автомобилем. Данные с терминала оперативно отправляются диспетчеру службы и компания в курсе всех нештатных ситуаций.
Автомобили можно арендовать, пользоваться ими и парковать только в определенной зоне, обозначенной правилами сервиса. Выезд за границу зоны запрещен, и завершить аренду, находясь за ее пределами будет невозможно. Это распространенное условие, которое применяется во многих сервисах.
Для гарантии безопасности машин будет полезно решение по определению и установке геозон на базе GPS/ГЛОНАСС терминалов. Добавив опцию безопасной блокировки двигателя при выезде за пределы геозоны, можно предотвратить угон машины или попытки вандализма. Более того, одна большая геозона может быть разделена на меньшие, для каждой из которых выставлены ограничения скоростного режима.
С появлением каршеринга появились и злоумышленники, которые снимают запчасти с арендуемой машины, а потом ставят на свой автомобиль, либо продают. Часто подобные действия совершаются за пределами определенных геозон для того, чтобы службе безопасности каршеринга было сложнее найти автомобиль и зафиксировать преступление. Нарушители полагают, что, открыв капот и отсоединив клеммы питания от аккумулятора им удастся убрать автомобиль с радаров сервиса.
Доступны любые сценарии для предотвращения несанкционированных попыток открыть капот. Сервис может блокировать машину и отправлять уведомление диспетчеру. Однако, бывают ситуации, когда капот нужно открыть по объективной причине – долить омывающую жидкость, например. В таком случае в алгоритме для программирования действий необходимо прописать условие: «По данным из CAN-шины в баке низкий уровень омывающей жидкости» и тому подобные.
Как правило, завершать аренду с пустым баком нельзя. За это предусмотрены штрафы. Поэтому клиенты вынуждены заправиться сами, отчитаться сервису о заправке, получить деньги и воспользоваться бонусами на следующие поездки. Для экономии на топливе создайте базу проверенных заправок и внесите их в карту приложения.
Все описанные способы могут быть реализованы на базе одного GPS/ГЛОНАСС терминала Galileosky благодаря прямому подключению к CAN-шине и технологии самостоятельного программирования Easy Logic. Посмотрите, как подобное решение реализовал интегратор Cars7.