Контроль топлива – пожалуй, одна из самых распространенных задач ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта. Выбор наиболее подходящего способа, безусловно, зависит от целей, задач и бюджета заказчика. Одним вполне подойдет решение с получением данных с CAN-шины, так как оно в разы дешевле и позволяет помимо контроля топлива решить массу других задач, другим – достаточно будет контролировать исключительно расход топлива, отдавая приоритет точности измерений. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки каждого способа.
Если не брать во внимание подключение к штатному датчику авто, из всех видов датчиков уровня топлива выделяются емкостные. Они отличаются высокой точностью измерений – производители заявляют о погрешности 1-2%. На практике этот показатель может варьироваться до 5% в зависимости от тщательности тарировки топливного бака.
Емкостные ДУТ устанавливаются непосредственно в топливный бак, что можно отнести как к плюсам, так и к минусам. С одной стороны, это означает, что влияние на топливную систему транспортного средства они не оказывают, с другой – подразумевает сложности монтажа. Без профессионалов сложно будет справиться не только с установкой, но и настройкой, так как после подключения датчика требуется выполнить тарировку каждого бака.
По типу передачи данных ДУТ могут быть цифровыми или аналогово-частотными. Кстати, по интерфейсу RS485 к одному терминалу Galileosky можно подключить до 16 ДУТ одновременно.
Несомненным преимуществом ДУТ в сравнении, например, с расходомерами, является возможность контроля заправок и сливов.
Датчики расхода топлива (их еще называют проточными), или расходомеры, монтируются в саму топливную магистраль и фиксируют только количество «расходуемого» топлива. Учитывая, что не всё топливо, поступившее из бака к двигателю, расходуется, некоторая его часть по обратному каналу возвращается в бак, то наиболее эффективной является установка двух ДРТ в прямой и обратный каналы соответственно, либо двухкамерного расходомера.
Расходомеры – одни из самых высокоточных и в то же время самых дорогих способов контроля топлива. Из преимуществ, можно также отметить, что точность не зависит от формы бака и особенностей эксплуатации, не нужно проводить калибровку.
Но, несмотря на то, что погрешность не превышает 1%, далеко не всегда интеграторы отдают предпочтение именно этому методу. Главным образом, из-за невозможности контролировать заправки и отследить несанкционированные сливы топлива. «Врезки» шланга в обратный канал можно обнаружить только при визуальном осмотре техники.
Кроме того, датчики расхода топлива требуют регулярного проведения ТО, являются менее надежными по сравнению с ДУТ, потому что имеют в конструкции движущие детали. Засорение датчика может привести к серьезным неисправностям не только самого устройства, но и к нарушениям работы двигателя в целом.
Данные об уровне и расходе топлива можно получать через CAN-шину автомобиля, подключиться к которой, в свою очередь, можно разными способами. Точность измерения сопоставима с точностью штатных датчиков. При этом, помимо получения готовых данных об уровень и расходе топлива в литрах или процентах (иногда требуется применять коэффициенты пересчета, либо составлять тарировочную таблицу), есть возможность считывать дополнительные параметры: пробег, обороты и температуру двигателя, нагрузку на ось и многое другое.
Учитывая особенности разных способов подключения к CAN-шине, мы остановимся на каждом варианте по отдельности. Для прямого подключения не нужно приобретать и устанавливать дополнительные устройства, достаточно будет терминала Galileosky с поддержкой CAN-интерфейса. При поддержке протокола J1939 (стандарта FMS) данные считаются автоматически. Но, если FMS не поддерживается, то расшифровка данных осложняется и удлиняется по времени, приходится искать идентификаторы, в которых отображаются данные.
Благодаря прямому подключению можно не только получать данные из CAN-шины, терминал может посылать запросы в шину и получать данные, отсутствующие в ней по умолчанию, используя технологию алгоритмирования Easy Logic. Так, например, при подключении к CAN-шине некоторых моделей КамАЗ, можно получить данные расхода топлива, что нельзя сделать через CAN-log.
Но, стоит также помнить, что прямое подключение к CAN-шине может грозить снятием транспортного средства с гарантии.
Подключение к CAN-шине с помощью бесконтактных считывателей – наиболее безопасный вариант, так как не нарушается целостность изоляции проводов. Таким образом, этот способ позволяет избежать проблем с гарантией на автомобиль. С другой стороны, подключаясь к шине CAN таким способом, мы сможем только прослушивать существующие сообщения, отправлять запросы в шину можно, только подключившись напрямую. Что касается чтения данных, при поддержке протокола J1939 (стандарта FMS) данные считаются автоматически.
Бесконтактные считывали просты в установке и эксплуатации, не требуется проводить дополнительные настройки или техническое обслуживание. Конечно, приобретение таких устройств – это дополнительная статья расходов.
Получать информацию о расходе и уровне топлива из CAN-шин довольно просто с помощью устройства CAN-log, которые выступают в данном случае в качестве посредника. Преимущество такого варианта подключения к CAN-шине заключается в том, что CAN-log позволяет получать многие известные параметры у большого числа разных транспортных средств, которые сложно идентифицировать при простом прослушивании шины.
При наличии схемы, монтаж выполнить просто. Данные считываются автоматически согласно выбранной программы, поиск нужных идентификаторов не потребуется. Тем не менее, сразу появляется дополнительная статья расходов. При подключении CAN-log к оборудованию Galileosky, важно учитывать, что интерфейс RS232 или RS485 будет занят.